Облизывание пальцев после еды

Я читал, что является желательным (сунна) облизывать пальцы после еды. Как быть в том случае, если человек употребит пищу левой рукой? И можно ли есть левой рукой?
Ответ

Желательно принимать пищу правой рукой. Если есть причина кушать левой рукой, то и облизывать эту руку желательно, если нет такой причины, то облизывать левую руку нежелательно.

Аргументация

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахихул Муслим» пишет:

قال النووي في شرحه علي "صحيح مسلم" قال رسول الله صلى الله عليه و سلم:«إذا أكل أحدكم فليأكل بيمينه ، وإذا شرب فليشرب بيمينه ، فإن الشيطان يأكل بشماله ، ويشرب بشماله».

Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы кушаете, кушайте правой рукой! Когда вы пьёте, пейте правой рукой! Поистине шайтан кушает левой рукой и пьёт левой рукой».

فيه استحباب الأكل والشرب باليمين وكراهتهما بالشمال ... وهذا إذا لم يكن عذر ، فإن كان عذر يمنع الأكل والشرب باليمين من مرض أو جراحة أو غير ذلك فلا كراهة في الشمال . وفيه : أنه ينبغي اجتناب الأفعال التي تشبه أفعال الشياطين وأن للشياطين يدين .(ج 6 ص 109 /№ 2020).

ЭТОТ ХАДИС УКАЗЫВАЕТ НА НЕСКОЛЬКО ВЕЩЕЙ:

1. на желательность кушать и пить правой рукой.

2. на нежелательность кушать и пить левой рукой.Это при условии, что нет причины есть левой рукой. Если же есть причина, препятствующая принятию пищи правой рукой, как, например, болезнь, рана правой руки или что-то другое, то нет нежелательности есть и пить левой рукой.

3. на важность предостережения от действий, похожих на действия шайтанов.

4. на то, что у шайтанов есть две руки.

См. «Шарху сахихиль Муслим», том 6, стр. 109. № 2020.

Далее имам ан-Навави относительно облизывания пальцев пишет следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يأكل بثلاث أصابع ، ويلعق يده قبل أن يمسحها , وفي رواية: ( أن النبي صلى الله عليه وسلم أمر بلعق الأصابع والصحفة وقال: إنكم لا تدرون في أيه البركة ) وفي رواية: ( إذا وقعت لقمة أحدكم فليأخذها ، فليمط ما كان بها من أذى، وليأكلها ولا يدعها للشيطان ولا يمسح يده بالمنديل حتى يلعق أصابعه فإنه لا يدري في أي طعامه البركة).

(ج 6 ص 113 № 2032).

«Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, кушал тремя пальцами и облизывал руку до того, как её вытереть. В другом предании сказано: ”Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, велел облизывать пальцы и тарелку (из которой кушали) и говорил: ”Вы не знаете, в какой именно части еды есть благодать„ (т.е. благодать может быть именно в остатках еды на руке или в тарелке). В другом предании сказано: ”Когда падает кусок вашей еды, то подберите его, почистите от грязи и покушайте. Не оставляйте его шайтану! Не протирайте руку салфеткой, пока не оближете пальцы! Ведь вы не знаете, в какой именно части еды есть благодать„».

См. «Шарху Сахихиль Муслим», том 6, стр. 113. № 2036.

في هذه الأحاديث أنواع من سنن الأكل ، منها استحباب لعق اليد محافظة على بركة الطعام وتنظيفا لها ، واستحباب الأكل بثلاث أصابع ، ولا يضم إليها الرابعة والخامسة إلا لعذر ؛ بأن يكون مرقا وغيره مما لا يمكن بثلاث ، وغير ذلك من الأعذار ، واستحباب لعق القصعة وغيرها ، واستحباب أكل اللقمة الساقطة بعد مسح أذى يصيبها ، هذا إذا لم تقع على موضع نجس ، فإن وقعت على موضع نجس تنجست ، ولا بد من غسلها إن أمكن ، فإن تعذر أطعمها حيوانا ولا يتركها للشيطان . ومنها إثبات الشياطين ، وأنهم يأكلون ... ومنها جواز مسح اليد بالمنديل ، لكن السنة أن يكون بعد لعقها.

ЭТИ ХАДИСЫ УКАЗЫВАЮТ НА РАЗНЫЕ ВИДЫ ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЕДЫ:

1) на желательность облизывать руку после еды, чтобы получить благодать пищи и очистить от еды руку.

2) на желательность кушать тремя пальцами, не присоединяя к ним четвёртый и пятый пальцы без причины.
Например, если пить бульон, придерживая чашку рукой и т.п., когда невозможно обойтись только тремя пальцами. Также могут быть и другие причины.

3) на желательность облизывать после еды посуду, из которой принимали пищу.

4) на желательность поднять и съесть уроненный кусок еды после удаления попавшей на него грязи. Это при условии, если кусок не упал на нечистоту (наджас). Если же он упал на наджас, то и еда становится нечистой, и тогда по возможности надо смыть с неё нечистоту, а если невозможно, то скормить животному, не оставляя её шайтану.

5) на то, что шайтаны существуют.

6) на то, что шайтаны кушают.

7) на желательность протирать руку салфеткой, и делать это после облизывания руки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимали пищу руками, как это принято в некоторых странах и сегодня. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил, как правильно употреблять пищу и что делать после ее приёма. Поэтому, если при трапезе пальцы или руки испачкаются едой, то желательно (сунна) облизать их до того, как вытереть салфеткой.

Однако, если человек во время трапезы использует столовые приборы, необходимости облизывать пальцы рук нет.