Спешить чтобы успеть к началу намаза с имамом

Нужно ли тому, кто зашел в мечеть, спешить успеть на такбир¹ за имамом, если тот уже вступил в намаз?
Ответ

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:

1. Не является желательным ускорять шаг или бежать, чтобы успеть на вступительный такбир имама, если тот собирается вступить или уже вступил в намаз.
 
Имам аш-Ширвани в субкомментарии на «Тухфатуль мухтадж» пишет, что маъмум получит такое же вознаграждение от Всевышнего, какое бы получил, успей он на такбир. 

 2. Спешка также не является желательной, даже если есть вероятность упустить джамаат-намаз.

3. Желательно не вставать, пока муадзин⁵  не завершит чтение икамата.

Аргументация

قال محمد بن شهاب الدين الرملي في كتابه "نهاية المحتاج" ج-٢، ص-١٤٥

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаятуль Мухтадж», том 2, стр. 145 сказал:

(وإدراك تكبيرة الإحرام ) مع الإمام ( فضيلة ) ...  ( وإنما تحصل بالاشتغال بالتحريم عقب تحرم إمامه ) مع حضوره تكبيرة إحرامه...

«Успеть на вступительный такбир с имамом является ценным деянием... Успевшим маъмум² считается, если он вступит в намаз сразу после того, как имам произнесет такбир. Это если маъмум  присутствовал во время произнесения имамом такбира».

ولو خاف فوت التكبيرة لو لم يسرع لم يسن له الإسراع بل يمشي بسكينة كما لو أمن فوتها 

«... если у человека есть опасение из-за промедления не успеть на вступительный такбир, то спешка (т.е. ускорение шага или бег) не является желательной. Напротив, ему следует  идти спокойно, как если бы был уверен, что успеет».

لخبر  "إذا أقيمت الصلاة فلا تأتوها تسعون وأتوها تمشون وعليكم السكينة والوقار ، فما أدركتم فصلوا وما فاتكم فأتموا".
[صحيح البخاري, رقم الحديث، 908]

В хадисе сказано: «Когда прочитают икамат³ на намаз, вы не идите на него  торопясь, напротив, идите на него обычным шагом, стараясь шагать спокойно и с достоинством. И на какую часть намаза вы успеете, ее и совершите в джамаате⁴, а оставшуюся дополните» (См. «Сахих аль-Бухари», № 908).

فإن ضاق الوقت وخشي فواته إلا به أسرع كما لو خشي فوت الجمعة ...

«Если же время намаза заканчивается и человек боится, что не успеет  своевременно совершить его, то он обязан  спешить так же, как если бы боялся  пропустить пятничную молитву...».

أما لو خاف فوت الجماعة فالمنقول كما في شرح المهذب وغيره عدم الإسراع

«... если же человек опасается пропустить джамаат-намаз (а не сам намаз), то, как  передают  алимы и как об этом сказано в книге «Шархуль Мухаззаб» и в других книгах, спешка (даже тогда) не является желательной».

См. «Нихаятуль Мухтадж», том 2, стр. 145.

قال النووي في شرحه على "صحيح مسلم" ص-٢٥

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахиху Муслим» стр. 250 сказал: 

‎يستحب ألا يقوم أحد حتى يفرغ المؤذن من الإقامة 

«Желательно не вставать, пока муадзин не завершит чтение икамата». 


¹ Такбир-произнесение слов «Аллаху акбар» при вступлении в намаз.
² Маъмум-тот, кто вступил в намаз за имамом.
³ Икамат-второй после азана призыв к намазу, произносимый перед обязательной молитвой.
⁴ Джамаат-коллективный намаз.
⁵ Муадзин-призывающий на молитву.